brambeus: (Default)
[personal profile] brambeus
Антреприза Альтшуллера. Содержание.
Антреприза Альтшуллера. Часть 12.
Состав труппы. Сентябрь-декабрь, 1909 г.
26 сентября - открытие сезона.
I. сопрано:
1. Веселовская Мария Васильевна
1877, Украина — 1941, Саратов — арт. оперы (драм. сопрано) и вокальный педагог. Жена режиссёра И. М. Лапицкого. Пению обучалась у К. Ферни-Джиральдони. Дебютировала в Киеве (антр. П. Медведева), в сезоне 1892/93 пела в Саратове ("Товарищество рус. оперных артистов" под упр. Н. Унковского), с 1895 выступала в петерб. Панаевском т-ре, затем в Моск. Частной рус. опере С. Мамонтова (с 1898), Иркутске (1899—1901), Перми (1901, 1903—04, 1910—11), Москве (1901, летний т-р сада "Эрмитаж", антр. М. Бородая; т-р Солодовникова, 1904—07), Казани (1906), Петербурге (1907, Нар. дом, дебютировала в партии Аиды — одноим. опера Дж. Верди; Большой зал конс., 1908; Т-р муз. драмы, 1914—15), Екатеринбурге (1909/10).
Обладала сильным голосом широкого диапазона (с контральтовыми низами). Исп. отличалось продуманностью и тщательностью отделки. Один из критиков писал: "Артистка обладает темпераментом и местами подкупает искренностью своей игры, что в наше время стало чрезвычайной редкостью. Поет весьма музыкально и осмысленно" ("Театр и искусство". 1907. № 31. С. 502).
1-я исп. партий: в Москве — Тоски (в одноим. опере Дж. Пуччини, 1904), Раутенделейны ("Потонувший колокол" А. А. Давидова, 1905);
на рус. сцене — Чио-Чио-сан ("Чио-Чио-сан"/"Мадам Баттерфляй" Дж. Пуччини, 1908);
в Екатеринбурге — Джульетты ("Сказки Гофмана" Ж. Оффенбаха, 1909).
Лучшие партии: Лиза ("Пиковая дама" П. Чайковского), Недда ("Паяцы" Р. Леонкавалло), Чио-Чио-сан.
Др. партии: Людмила ("Руслан и Людмила" М. Глинки), Наташа ("Русалка" А. Даргомыжского), Ярославна ("Князь Игорь" А. Бородина), Маша ("Дубровский" Э. Направника), Тамара ("Демон" А. Рубинштейна), Мария ("Мазепа" П. Чайковского), Татьяна ("Евгений Онегин" П. Чайковского), Кума Настасья ("Чародейка" П. Чайковского), Поппея Сабина ("Нерон" А. Рубинштейна), Юдифь (одноим. опера А. Серова); Маргарита ("Фауст" Ш. Гуно), Рахиль ("Жидовка" Ж. Ф. Галеви), Валентина ("Гугеноты" Дж. Мейербера), Селика ("Африканка" Дж. Мейербера), Кармен (одноим. опера Ж. Бизе), Миньон (одноим. опера А. Тома), Леонора ("Трубадур" Дж. Верди), Мими ("Богема" Дж. Пуччини), Флория Тоска ("Тоска" Дж. Пуччини), Заза (одноим. опера Р. Леонкавалло), Адриана Лекуврер (одноим. опера Ф. Чилеа), Галька (одноим. опера С. Монюшко), Кундри ("Парсифаль" Р. Вагнера, 1914).
Партнёры: Бедлевич, В. Гагаенко, И. Я. Гладков, Ю. Закржевский, А. М. Каншин, Е. Ковелькова, С. Ю. Левик, А. И. Мозжухин, В. А. Островидов-Тассин, М. Резунов, О. Соколова-Фрёлих, Н. Унковский, Н. Н. Фигнер, Ф. И. Шаляпин. Пела п/у З. Когана, И. О. Палицына, И. А. Труффи, Г. Шнеефогта.
Вела педагогич. деят-сть. В конце 1920-х — начале 1930-х преподавала в 1-м Моск. обл. муз. техникуме. Автор переводов рассказов, пьес, оперных либретто (ЦГАЛИ, ф. 131, оп. 1, ед. хр. 243).
Лит.: Левик С. Ю. Записки оперного певца. — 2-е изд. — М., 1962. С. 565, 628;
Левик С. Ю. Четверть века в опере. — М., 1970. С. 49.

2. Де-Рибас М.А.
арт. оперы (сопрано). Выступала в Киеве (Городской т-р, Рус. опера, дирекция С. В. Брыкина, 1907). 1-я исп. партии: Веселящаяся Пьеретта ("Два Пьеро, или Коломбина" Б. Яновского, 1907). Среди партнёров — Ф. Г. Орешкевич, И. С. Петров. Пела п/у Б. К. Яновского. - Яндекс.Словари › Отечественные певцы, 2008.

Фактически ничего не нахожу. Что ж, теперь будем ориентироваться по заметкам в газете "Уральский край" за 1909 год.
3. Задонская И.А.
4. Негина Е.И.
РОМАНОВИЧ-СЛОВАТИНСКАЯ (Романович-Славатинская, урожд. Фомичева) Елена Александровна (21 мая 1874, Киев – 24 февраля 1949, Ницца, пох. на местном клад.). Артистка. Мать З.А. Ратона. Артистическую деятельность начала в любительском кружке в Киеве. Выступала в различных антрепризах. Создала амплуа «гранд-кокетт». Артистический псевдоним Е. Негина. В эмиграции во Франции, жила преимущественно в Ницце. Играла в местном Русском театре (1930-е), в 1936 выступила в благотворительном спектакле («Опавшие листья» по роману П.Н. Краснова) в пользу Союза русских военных инвалидов. В 1933 участвовала в большом концерте мастеров искусств в парижском зале Trocadéro. В 1940-е занималась обучением театральной молодежи.
5. Осипова С.Б.
(конечно, никакой уверенности: ОСИПОВА Вера Викторовна. Артистка, певица (драматическое сопрано). В эмиграции жила в Париже. В 1925 участвовала в гастрольном вечере киноактера О.И. Рунича в Русском артистическом кружке. С 1927 играла в Русском театре в Париже (директор К.Я. Григорович-Тинский). Участвовала в вечерах и концертах в Московском землячестве, в Очаге русских девушек имени о. Георгия Спасского (1937); выступила на юбилейном вечере журналиста С. Рогова. В 1933 снималась в музыкальном фильме режиссера Ф. Зелника. В 1958 в Париже дала сольный концерт с оркестром под управлением Г. Пуле (исполнялись арии из опер Р. Вагнера, Р. Штрауса, произведения Л.-В. Бетховена)
6. Уральская Е.С.
7. Белова (2-я партия)
8. Энгельгардт (2-я партия)

II. Меццо-сопрано:
1. Ковелькова Екатерина Георгиевна (1876-1963)
Певица, артистка оперы (контральто и меццо-сопрано), оперетты, камерная певица и педагог, преподаватель сольного пения Казанской консерватории, Заслуженная артистка Татарской АССР.
Родилась 21 декабря 1876 года в Казани в семье губернского секретаря. Обучалась пению у Л.Люценко. С 17 лет начала выступать в концертах.
В 1896 дебютировала в «Русалке» А.Даргомыжского на сцене Казанской оперы. 1899 год - обучалась в Санкт-Петербургской консерватории (класс К.Ферни-Джиральдони). С 1920 преподавала пение в Казанской студии Районного управления водного транспорта (Рупвода). 1922—52 годы - работала в Казанском музыкальном училище. 1945—52 — преподаватель сольного пения Казанской консерватории. Умерла 7 февраля 1963 года в Казани.
Гастроли
1897—98 годы - в Перми.
1898 год - в Ковно, Могилеве, Минске, Житомире, Казани (антрепренер А.Альтшуллера)
1899—1901, 1906—08 годы гастролировала в Саратове (антрепренер М.Бородая)
Летом 1903 года совместно с Еленой Викторовной Де-Вос-Соболевой концертировала в Соликамске, Усолье, Чердыни
1903 год - в Киеве исполняла сольную партию в «Реквиеме» Вольфганга Амадея Моцарта (в ансамбле с В.Лосским, Б.Махиным, О.Бахуташвили-Шульгиной)
1901—06 годы - в Киеве
1908—11, 1921—22 годы - в Перми. (1908 год, 20 сентября происходило в Пермском городском театре открытие опернаго сезона... Особенный интерес возбуждала Ковелькова своею необыкновенною живостью. - Летопись г. Перми с 1890 г. по 1911 г‎ > ‎1908 г. Вячеслав Димов.)
1908 год - в Екатеринбурге
1911 —15 год - в Тифлисе (Твилиси)
сезон 1913/14 годов - в Харькове, здесь выступала также и в опереттах
1900, 1906, июль — август 1907 и 1910 годы - Нижнем Новгороде
лето 1901 года - в Москве, здесь пела с Фёдором Шаляпиным
апрель- май 1902 года - в Одессе, с Фёдором Шаляпиным и Леонидом Собиновым
лето 1904 - в Вильно (Вильнюс)
1907, 1908, весна 1916 годы - в Ростове-на-Дону
лето 1907 года- в Астрахани
июнь—июль 1908 года - по Сибири (Тюмень, Омск, Тобольск)
весна 1909 года - в Риге
апрель—лето 1909 года - по югу России и Крыму
май—июнь 1910 года - в Пскове, Двинске, Витебске, Могилеве, Смоленске, Ярославле, Рязани
весна 1911 года - в Воронеже
весна 1912 года - в Житомире
весна 1913 года - по Кавказу (Кутаиси, Батуми, Сухуми, Владикавказ)
весна 1914 года - в Вильно, Минске, Смоленске, Витебске, Ельце
весна 1916 и апрель 1907 года - по Крыму (Симферополь, Евпатория, Керчь, Мелитополь)
сезон 1915/16 года - в Баку
весна—сентября 1917 года - в Ярославле, Пензе, Сызрани, Тамбове, Астрахани, Саратове, Самаре, Уфе
1919—21 годы - работала в качестве концертной певицы в Казани политотделе запасной армии
Творчество.
Как писал С.Левик: «Исполнение отличалось «умной фразировкой, прекрасным сценическим поведением и музыкальностью».
Репертуар певицы включал свыше 40 партий, в том числе:
Княгиня «Русалка» Александра Даргомыжского (1896)
Гриши «В 1812 году» Бориса Карловича Яновского
Никлаус «Сказки Гофмана» Жака Оффенбаха, Екатеринбург
Лель «Снегурочка» Николая Римского-Корсакова по одноимённой сказке Александра Островского
Сузуки «Чио-Чио-сан (Мадам Баттерфляй)» Джакомо Пуччини
Другие партии:
Ваня «Жизнь за царя» Михаила Ивановича Глинки
Ратмир «Руслан и Людмила» Михаила Ивановича Глинки
Федор и Хозяйка корчмы «Борис Годунов» Модеста Мусоргского
Кончаковна, Изяслав, Авра, Лия, Марьянина, Свояченица, Нежата, Полина и Миловзор «Пиковая дама» Петра Ильича Чайковского
Басманов «Опричник» Петра Ильича Чайковского
Солоха «Черевички» Петра Ильича Чайковского
Зибель, Паж Урбан, Миньон, Кармен, Ульрика, Лола, Гензель «Валькирия» Рихарда Вагнера
Партнеры:
А.Борисенко, Е.Вронский, Дж.Гальвани, А.Пасхалова, Е.Цветкова, М.Энгель-Крон.
Пела под управлением:
Е.Плотникова, А.Эйхенвальда.
М.Баттистини, выступавший вместе с ней в 1904 году в Киеве, был восхищен её голосом. На подаренной певице фотографии: он написал: «Ангелу и демону мадемуазель Ковельковой на память с восхищением и симпатией».
Выступала также в опереттах:
«Гейша» Сидни Джонса
«Корневильские колокола» Робера Планкета
«Птички певчие» Жака Оффенбаха
«Боккачио» Франца Зуппе
«Цыганская любовь» и «Веселая вдова» Франца Легара
Фонограммы
2 произведения в Санкт-Петербурге (РАОГ, 1912)
Признание
Заслуженная артистка Татарской АССР (1939)
Орден «Знак Почёта» (1957)
Источники:
Ковелькова Екатерина Георгиевна. Словарь сценических деятелей. Вып.10. Санкт-Петербург, 1903
З.Байрашева, Н.Лучинина «Большая жизнь в искусстве» Казань. Газета «СОВЕТСКАЯ ТАТАРИЯ». 19 декабря 1956
«Из музыкального прошлого». Сборник очерков. Том 1. Редактор-составитель Б.С.Штейнпресс. Москва. 1960
C.Ю.Левик «Записки оперного певца». Москва. 1962
И.Келлер, А.Кокурина, Ю.Надеждин «Пермский оперный театр». Пермь. 1971
П.Огибенин «С автографом Баттистини». Пермь. «Звезда». 1 марта 1983
Государственный архив Пермской области. «Воспоминания» (рукопись 1958)
1908 год, 20 сентября происходило в Пермском городском театре открытие опернаго сезона... Особенный интерес возбуждала Ковелькова своею необыкновенною живостью.

Ковелькова Лель Снегурочка
Ковелькова - Лель, "Снегурочка"

Ковелькова Ваня Жизнь за царя
Ковелькова - Ваня, "Жизнь за царя"

2. Корш Юлия Александровна
(1886–1913), окончила Петербургскую консерваторию и пела в Киевском оперном театре (меццо-сопрано). - сайт Генеалогия семьи Корш.

III. Тенора:
1. Арсеньев А.А. - информации не нашел.

2. Комиссаржевский Григорий Матвеевич
(наст. фам. Локшин) 1878—5.5.1955 — арт. оперы (лирико-драм. тенор). Сцен. деят-сть начал в 1905. Выступал на оперных сценах в Минске и Витебске (1907), Петербурге (Нар. дом, 1907), Москве (Рус. Частная рус. опера, 1908; Опера С. Зимина, 1910—12, 1913—15), Екатеринбурге (1908—10, 1912—13, весна 1919), Перми (1909, 1911—13, антр. А. В. Левина), Астрахани (1916), Екатеринославе (1914), Курске (1926—27). В 1920-х гг. организовал коллектив моск. оперных артистов "Художественная опера", с к-рыми гастролировал в Ростове-н/Д (1928), Ярославле (1929), Брянске (1929), Казани (1929—30), Н. Новгороде (1930—31).
Обладал сильным голосом красивого сочного тембра.
Партии: Богдан Собинин ("Жизнь за царя" М. Глинки), Баян ("Руслан и Людмила" М. Глинки), Князь ("Русалка" А. Даргомыжского), Владимир Игоревич ("Князь Игорь" А. Бородина), Самозванец ("Борис Годунов" М. Мусоргского), Князь Синодал ("Демон" А. Рубинштейна), Ленский ("Евгений Онегин" П. Чайковского), Царь Берендей ("Снегурочка" Н. Римского-Корсакова), Левко ("Майская ночь" Н. Римского-Корсакова); Фауст (одноим. опера Ш. Гуно), Джеральд ("Лакме" Л. Делиба), Вильгельм Мейстер ("Миньон" А. Тома), Леопольд ("Жидовка" Ж. Ф. Галеви), Никиас ("Таис" Ж. Массне), Хозе ("Кармен" Ж. Бизе), Альфред ("Травиата" Дж. Верди), Манрико ("Трубадур" Дж. Верди), Герцог ("Риголетто" Дж. Верди), Радамес ("Аида" Дж. Верди), Канио ("Паяцы" Р. Леонкавалло), Пинкертон ("Чио-Чио-сан"/"Мадам Баттерфляй" Дж. Пуччини).
Партнёры: М. В. Веселовская, Л. Леонидов, Р. И. Чаров и др.
С 1911 записывался на грампластинки; нек-рые архив. записи певца (дуэты с О. Окуневой и А. Модестовым) — в ГЦММК. - Яндекс.Словари › Отечественные певцы, 2008.

Комиссаржевский - Ленский
Копии иллюстраций с подписями из альбома "Екатеринбургский государственный академический театр оперы и балета". Автор-сост. Ю.Бугрова. Екб, 2012. - 176 с. с ил..

3. Чаров Роман Исидорович
(наст. фам. Гурович; сцен. псевд. Чаров и Чарини) 1878—1964, Одесса — арт. оперы (лирич. тенор), концерт. певец. Засл. деят. иск-в ТаджССР (1945).
Пению обучался в Петерб. конс. (кл. С. И. Габеля), позднее совершенствовался в Петербурге у проф. Николаи. 27 марта 1905 принимал участие в ученич. спектакле "Кащей бессмертный" Н. Римского-Корсакова, к-рый был поставлен в знак общественного протеста против увольнения Н. Римского-Корсакова из конс. По окончании конс. выступал (под фам. Чарова и Чарини) в Киеве, Одессе, Харькове, Казани (1907—09), Екатеринбурге (1909/10, Верх-Исетский т-р), Перми (1909—11, антр. А. Альтшулера), Петербурге (Мариинский т-р, дебютировал в партии Ленского — "Евгений Онегин" П. Чайковского). С 1911 гастролировал в Генуе, Венеции, Милане, Флоренции, Риме, Барселоне (т-р "Лисео", 1912), Лондоне, Цюрихе, Бухаресте, Варшаве. В 1913 пел на сцене петерб. Нар. дома (в операх "Лакме" Л. Делиба, "Снегурочка" Н. Римского-Корсакова и в др.). В 1925—26 выступал в ГАТОБе. В апреле 1927 выступил в Красноярске. В этом же году гастролировал по городам СССР (вместе с Л. Липковской и В. Барсовой). В авг. 1929 концертировал в Баку.
Обладал легким, ровным голосом теплого тембра и обширного диапазона, муз. культурой, ярким сцен. темпераментом. С легкостью преодолевал технические пассажи любой трудности. Критики называли певца "рус. итальянцем". Репертуар певца включал свыше 30 партий.
1-й исп. партий: в Петербурге — Кащея бессмертного (одноим. опера Н. Римского-Корсакова, 1905);
в Екатеринбурге — Гофмана ("Сказки Гофмана" Ж. Оффенбаха, 1909), Кавалера де Грие ("Манон" Ж. Массне, 1909).
Лучшие партии: Ленский ("Евгений Онегин" П. Чайковского), Граф Альмавива ("Севильский цирюльник" Дж. Россини), Альфред ("Травиата" Дж. Верди), Ромео ("Ромео и Джульетта" Ш. Гуно), Джеральд ("Лакме" Л. Делиба), Кавалер де Грие ("Манон" Ж. Массне).
Др. партии: Самозванец ("Борис Годунов" М. Мусоргского), Владимир Дубровский ("Дубровский" Э. Направника), Водемон ("Иоланта" П. Чайковского); Фауст (одноим. опера Ш. Гуно), Вильгельм Мейстер ("Миньон" А. Тома), Леопольд ("Жидовка" Ж. Ф. Галеви), Вертер (одноим. опера Ж. Массне), Герцог ("Риголетто" Дж. Верди). Выступал также в оперетте, в т. ч. в "Корневильских колоколах" Р. Планкета.
Партнёры: Г. А. Бакланов, В. Барсова, М. В. Веселовская, Е. В. Де-Вос-Соболева, Е. Г. Ковелькова, Л. Липковская, В. С. Маратов, А. М. Пасхалова. Пел п/у Б. А. Гесса, А. К. Глазунова, З. Когана и др.
В концертах исп. арии из опер Г. Доницетти, Ж. Массне, Дж. Верди, Ж. Бизе и романсы П. Чайковского, С. В. Рахманинова, А. Гречанинова, Н. Черепнина, С. Монюшко, Э. Грига.
В период Великой Отечественной войны находился в эвакуации в Таджикистане. Здесь выступал в госпиталях, занимался с молодыми певцами Гос. т-ра оперы и балета. Один из последних концертов певца состоялся в декаб. 1946 в Ленинграде.
Воспитал многих певцов, к-рые пели в моск. Большом т-ре и Ленингр. т-ре оперы и балета им. С. М. Кирова. В последние годы жизни преподавал в Одесской конс. (проф.).
Записывался на грампластинки (14 произв.) в Милане ("Фонотипия", 1910), Одессе ("Премьер-рекорд", 1910), Тифлисе ("Сфинкс", 1913); "Грамплсттрест" (1936).
Лит.: Гастроли Р. И. Чарова // Рабочий и театр. 1925. № 19. С. 7;
М-в. Н. Р. И. Чаров // Жизнь искусства. 1925. № 20. С. 19;
Гастроли Чарова // Там же. № 45. С. 36—37;
Р-ский [Райский] Н. 2-й концерт Чарова // Уральский рабочий (Свердловск). 1927. № 283. С. 4;
Дроздов А. Н. Камерные вечера вокалистов // Музыка и революция. 1927. № 1 (13). С. 31;
Лютш Вс. Итоги вокальных концертов // Музыка и революция. 1929. № 2 (38). С. 35;
М. Н. [Музыкальное обозрение] // Жизнь искусства. 1929. № 18 (1338). С. 14;
Богданов-Березовский В., Музалевский В. Концерт мастера // Веч. Ленинград. 1946. № 297. С. 3. - Яндекс.Словари › Отечественные певцы, 2008.
- ЧУЖОЕ "ДО". В центральной арии Фауста из одноименной оперы Гуно есть очень трудное место: "до" третьей октавы. К финалу этой арии тенора часто выдыхаются и либо берут завершающее "до" с большим напряжением, либо вовсе его не берут. Известный тенор Роман Исидорович Чаров рассказывал, как, будучи еще молодым певцом, он из первой кулисы брал это злополучное "до" за итальянскую знаменитость — тенора-гастролера, а тот тем временем поворачивал голову так, что введенная в заблуждение публика все лавры относила за счет гастролера. - Иосиф Египетский. МУЗЫКАНТЫ СМЕЮТСЯ.

Лакме Чаров

4. Чернов-Шер, Александр Александрович
(наст. фам. Шер) (1868 — ?) — арт. оперы (драм. тенор) и педагог. Засл. деятель искусств БАССР. Пению обучался в Петерб. конс. Выступал на оперных сценах Харькова (зимний сезон 1905), Петербурга (лето и зима 1906), Перми (1910), Екатеринбурга (1912), Казани (1917—18). Среди лучших партий — Герман ("Пиковая дама"). Др. партии: Собинин, Баян, Финн, Князь ("Русалка" А. Даргомыжского), Андрей ("Мазепа" П. Чайковского), Вакула ("Черевички"), Ленский, Синодал, Владимир Дубровский, Нерон ("Нерон"); Фауст ("Фауст"), Васко де Гама, Рауль, Самсон, Турриду, Эдгар, Канио, Элеазар, Радамес, Альфред ("Травиата"), Хозе ("Кармен"). Пел п/у И. Палиашвили и др.
С 1896 вел пед. деят-сть. В 1919—1940-х гг. преподавал пение в Уфимском муз. уч-ще.
Нек-рые архив. материалы певца — в ЦГАЛИ, ф. 2492. - Большая биографическая энциклопедия. 2009.

5. Беляев (и другие - 2-е партии),
6. Винарик,
7. Ускин.

IV. Баритоны:
1. Андога-Журов Виктор Александрович
, или Витторио Андога,
вып. юрфака Московского университета,1879 - ?
Выступал в Казани (1910).
"Весной 1910 г. Л. Собинов совершил большую концертную поездку по городам России - от Варшавы до Владивостока. Вся поездка нашла широкое отражение в многочисленных откликах прессы, по отзывам которых, особенно сибирских городов, подчеркивалось большое музыкально-культурное значение концертов Собинова. Интересно, что по завершении гастролей он писал одному из своих друзей В.П. Коломийцеву: «Пока скажу только, что всей Сибири грош цена. Один и есть серьезный город Владивосток, а остальное какая-то собачья старость, самодовольная, самодовлеющая, но - увы! - пахнущая невыносимо затхлостью и «пылью веков». Турне закончил я блестяще. Последние пятнадцать-восемнадцать концертов пел шутя, как редко удается, с полной силой. Усталости и в помине не было».
Во Владивостоке Собинов дал три концерта, в которых участвовали также певец (баритон) Витторио Андога (настоящая фамилия Журов) и пианист-солист и аккомпаниатор М.М. Златин". - ЛЕГЕНДЫ ПУШКИНСКОГО ТЕАТРА. К 100-ЛЕТИЮ СО ДНЯ ОТКРЫТИЯ. Восточный Базар.

Андога Журов drevo-2-3

2. Альшуллер Исаак Яковлевич
(фото во второй части)

3. Горленко Леонид Александрович
ок. 1885, Полтавщина — ? — арт. оперы (баритон). В 1907—09 и 1911/12 солист Моск. передвижной оперы (антр. Е. Беляева и Л. Фёдорова), в составе к-рой гастролировал в Минске, Житомире и др. городах. Выступал также на оперных сценах в Перми и Екатеринбурге (1909/10), Киеве (1910—11), Владивостоке, Иркутске, Хабаровске (1912—13 в составе Передвижной оперы М. К. Максакова), Екатеринбурга (1914—18).
Обладал хорошим голосом широкого диапазона.
Партии: Шакловитый ("Хованщина" М. Мусоргского), Кум ("Сорочинская ярмарка" М. Мусоргского), Демон (одноим. опера А. Рубинштейна), Мизгирь ("Снегурочка" Н. Римского-Корсакова), Евгений Онегин (одноим. опера П. Чайковского), Князь Елецкий ("Пиковая дама" П. Чайковского), Граф Томский ("Пиковая дама" П. Чайковского), Мазепа (одноим. опера П. Чайковского); Фауст (одноим. опера Ш. Гуно), Граф де Невер ("Гугеноты" Дж. Мейербера), Фредерик ("Лакме" Л. Делиба), Эскамилио ("Кармен" Ж. Бизе), Риголетто (одноим. опера Дж. Верди), Ренато ("Бал-маскарад" Дж. Верди), Жорж Жермон ("Травиата" Дж. Верди).
Лит.: Эбергардт С. Леонид Горленко в Екатеринбурге // Частный архив И. Лысенко (Киев);
Лисенко Іван. Словник співаків України. — Київ. 1997. С. 68.

4. Леонидов Леонид Александрович
(сцен. псевд.; наст. фам. Радеев) — арт. оперы (баритон). С 1894 выступал в петерб. т-ре сада "Аркадия". С 1897 обучался пению в Моск. конс., по окончании к-рой выступал на оперных сценах Казани и Саратова (сезон 1904/05, антр. Н. И. Собольщикова-Самарина), Астрахани, Москвы (Опера С. И. Зимина, 1906—?), Екатеринбурга (1908—10, 1911/12), Тифлисе (1910, Оперное товарищество под упр. А. Эйхенвальда), Перми (1910—11); Петербурга (1914—16, Т-р муз. драмы). В 1915 гастролировал в Лондоне.
1-й исп. партий: Пьера ("Кармела" С. П. Барбини, 1910);
в Петербурге — ? ("Сказки Гофмана" Ж. Оффенбаха, 1894);
на рус. сцене — д’Альбы ("Роланда" А. Гиршмана, 1906), Голо ("Пеллеас и Мелизанда" К. Дебюсси, 1915).
в Екатеринбурге — Юлия Виндекса ("Нерон" А. Рубинштейна, 1908), Мизгиря ("Снегурочка" Н. Римского-Корсакова, 1909), Атанаэль ("Таис" Ж. Массне, 1911);
Др. партии: Рангони ("Борис Годунов" М. Мусоргского), Князь Игорь (одноим. опера А. Бородина), Демон (одноим. опера А. Рубинштейна), Мазепа (одноим. опера П. Чайковского), Роберт ("Иоланта" П. Чайковского), Бес ("Черевички" П. Чайковского), Лионель ("Орлеанская дева" П. Чайковского), Евгений Онегин (одноим. опера П. Чайковского), Князь Елецкий ("Пиковая дама" П. Чайковского), Веденецкий гость ("Садко" Н. Римского-Корсакова), Григорий Грязной ("Царская невеста" Н. Римского-Корсакова), Кирилл Троекуров ("Дубровский" Э. Направника), Гарин и Беппо ("Каморра" Э. Д. Эспозито); Валентин ("Фауст" Ш. Гуно), Меркуцио ("Ромео и Джульетта" Ш. Гуно), Граф де Невер ("Гугеноты" Дж. Мейербера), Эскамилио ("Кармен" Ж. Бизе), Нилаканта ("Лакме" Л. Делиба), Фигаро ("Севильский цирюльник" Дж. Россини), Альфонс XI ("Фаворитка" Г. Доницетти), Риголетто (одноим. опера Дж. Верди). Амонасро ("Аида" Дж. Верди), Жорж Жермон ("Травиата" Дж. Верди), Тонио ("Паяцы" Р. Леонкавалло), Сильвио ("Паяцы" Р. Леонкавалло), Каскар ("Заза" Р. Леонкавалло), Рудольф ("Жизнь Латинского квартала" Р. Леонкавалло), Вольфрам фон Эшенбах ("Тангейзер" Р. Вагнера).
Партнёры: А. Г. Борисенко, М. В. Веселовская, Е. В. Де-Вос-Соболева, М. А. Дубровская-Эйхенвальд, Е. Э. Евгеньев-Дарский, М. И. Закревская, Е. Г. Ковелькова, Г. Комиссаржевский, А. А. Корчмарев, В. Н. Петрова-Званцева, Ф. И. Шаляпин, А. А. Яхонтов. Пел п/у А. П. Асланова, А. Г. Звержанского, М. М. Ипполитова-Иванова, А. Коршона, Я. А. Позена, И. А. Труффи и др. - Яндекс.Словари › Отечественные певцы, 2008.
- Каталог фондов ГКБУ «Государственный архив Пермского края». Фонд №1749 «Огибенин Павел Александрович (1938-1987 гг.) - краевед, исследователь театральной культуры Прикамья»Опись №1. Дело №48 «Леонидов Л.А., артист оперы (баритон), в ролях из разных спектаклей. Копия».

V. Басы.
1. Иваницкий В.А. - ничего.

2.
Маратов (Городецкий) Владимир Семёнович
— арт. оперы (бас-профундо), пианист, дирижёр, хормейстер. Получил математич. образование, затем обучался музыке и пению.
Выступал на оперных сценах в Риге (1909/10), Екатеринбурге и Перми (1910—11), Москве (1911, Алексеевский Нар. дом; 1912—14, Сергиевский и Грузинский Нар. дома), Елизаветграде (1915), Петрограде (1915—19, Нар. дом).
1-й исп. партий: в Екатеринбурге — Графа де Грие ("Манон" Ж. Массне, 1909);
в Петрограде — Великого инквизитора ("Дон Карлос" Дж. Верди, 1917).
Др. партии: Иван Сусанин ("Жизнь за царя" М. Глинки), Фарлаф ("Руслан и Людмила" М. Глинки), Мельник ("Русалка" А. Даргомыжского), Кончак ("Князь Игорь" А. Бородина), Варлаам ("Борис Годунов" М. Мусоргского), Пимен ("Борис Годунов" М. Мусоргского), Рене ("Иоланта" П. Чайковского), Илья ("Вражья сила" А. Серова); Отец Лоренцо ("Ромео и Джульетта" Ш. Гуно), Цунига ("Кармен" Ж. Бизе), Дон Бартоло ("Севильский цирюльник" Дж. Россини), Спарафучиле ("Риголетто" Дж. Верди), Стольник ("Галька" С. Монюшко).
Партнёры: А. Аскоченский, И. Барсов, Р. Г. Горская, Д. Ф. Захарова, М. Куржиямский, С. Ю. Левик, Ф. И. Шаляпин, А. Д. Шереметев. Пел п/у Б. А. Гесса, М. Голинкина, А. М. Пазовского, С. А. Самосуда, К. Сараджева, С. А. Столермана.
Многократно выступал в концертах Ф. И. Шаляпина в качестве его аккомпаниатора.
Лит.: Левик С. Ю. Записки оперного певца. — 2-е изд. — М., 1962. С. 508.

3. Россолимо П.П.
Только опосредованно, к примеру: АРД И. — арт. оперы (меццо-сопрано). Выступала в Самаре (1913, в составе оперной труппы под рук. П. П. Россолимо из С.-Петербурга; здесь исполнила роль Полины — "Пиковая дама" П. Чайковского)... - Яндекс.Словари › Отечественные певцы, 20084.

4. Шидловский Александр Алексеевич
22(в нек-рых источ. 24).1(5.2).1880, имение Адамово Могилёв. губ., ныне Сенненского р-на Витеб. обл. (Беларусь) — 16(в нек-рых источ. 21).1.1954, Пермь — арт. оперы (бас). Засл. арт. РСФСР (1934). По окончании Могилёвского реального уч-ща в 1900 поступил в Киевский Политехнический ин-т на агрономическое отд., но в 1905 был уволен из-за участия в забастовке.
В 1900—04 обучался пению в Киевском муз. уч-ще им. Н. В. Лысенко (кл. М. Зотовой).
В 1904 дебютировал в партии Мефистофеля ("Фауст" Ш. Гуно) в Киеве, с 1905 пел в Житомире и Киеве, в 1907—08 гастролировал в составе "Товарищества оперных артистов" п/у М. Шагаевой (в т. ч. в Смоленске, Чернигове, Сумах), позднее выступал в Царицыне (ныне Волгоград, 1908—09), Риге (1909), Перми (1910—11; 1937—54), Киеве (1911/12; 1925—27), Харькове (1912—13; 1922—23, 1925), Екатеринбурге (1909/10, 1913—14, 1919—22, 1924—25, 1931—36), Казани, Астрахани, Петрограде (Народный дом, с 1917—19, 1929/30), Баку (1927—28; 1930—31), Кисловодске, Одессе (1928—29), Перми (1937—53).
Обладал мощным голосом красивого тембра. Репертуар певца включал ок. 60 партий.
1-й исп. партий: Краскома ("Тайга" С. Штрассенбурга, 1929, в постановке В. Р. Раппапорта), Князя Андрея Телятьевского ("Иван Болотников" Л. Степанова, 1950);
в Екатеринбурге — Джека Уолеса ("Девушка с Запада" Дж. Пуччини, 1914);
в Свердловске — Хомяка ("Князь Серебряный" П. Триодина, 1925).
Лучшие партии: Кончак ("Князь Игорь" А. Бородина, в т. ч. в харьковской постановке В. Боброва, 1925), Князь Иван Хованский ("Хованщина" М. Мусоргского), Иван Карась ("Запорожец за Дунаем" С. Гулак-Артемовского), Сторожев ("В бурю" Т. Хренникова), Половцев ("Поднятая целина" И. Дзержинского).
Др. партии: Сусанин ("Иван Сусанин" М. Глинки), Фарлаф ("Руслан и Людмила" М. Глинки), Мельник ("Русалка" А. Даргомыжского), Борис Годунов, Пимен и Варлаам (все три партии — "Борис Годунов" М. Мусоргского), Кончак ("Князь Игорь" А. Бородина), Князь Гудал ("Демон" А. Рубинштейна), Андрей Дубровский ("Дубровский" Э. Направника), Гремин ("Евгений Онегин" П. Чайковского), Граф Томский ("Пиковая дама" П. Чайковского), Жемчужный ("Опричник" П. Чайковского), Рене ("Иоланта" П. Чайковского), Чуб ("Черевички" П. Чайковского), Василий Леонтьевич Кочубей ("Мазепа" П. Чайковского), Голова ("Майская ночь" Н. Римского-Корсакова), Варяжский гость ("Садко" Н. Римского-Корсакова), Григорий Малюта-Скуратов ("Царская невеста" Н. Римского-Корсакова), Тарас Бульба (одноим. опера Н. Лысенко); Мефистофель ("Фауст" Ш. Гуно), Марсель ("Гугеноты" Дж. Мейербера), Граф де Сен-Бри ("Гугеноты" Дж. Мейербера), Джакомо ("Фра-Дьяволо, или Гостиница в Террачине" Д. Обера), Кардинал де Броньи ("Жидовка" Ж. Ф. Галеви), Цунига ("Кармен" Ж. Бизе), Дон Базилио ("Севильский цирюльник" Дж. Россини), Спарафучиле ("Риголетто" Дж. Верди), Рамфис ("Аида" Дж. Верди, 1922, Харьков), Генерал Раевский ("Декабристы" В. Золотарева), Генерал Глинка ("Орлёна" В. Трамбицкого, один из первых исп., 1934), Пахомов ("Северный ветер" Л. Книппера), Милицын ("Разлом" В. Фемелиди), Генерал Листницкий ("Тихий Дон" И. Дзержинского), Пугачев ("Орлиный бунт" А. Пащенко), Командир катера ("Севастопольцы" М. Коваля, один из первых исп. в Перми, 1946).
Партнёры: А. И. Артемов, Н. М. Бойкиня, Н. А. Большаков, А. Л. Брайнин, В. Г. Будневич, Н. Н. Бутягин, Н. Л. Вельтер, Е. А. Вронский, Ф. А. quot;ЛакмеГалкин, А. А. Григорьева, М. И. Донец, А. И. Жуковская, Е. С. Ивони, С. И. Ильин, П. Л. Карпова, Ю. С. Кипоренко-Даманский, Е. Н. Копьева, М. И. Литвиненко-Вольгемут, В. Ф. Любченко, В. К. Муравьёв, Г. С. Пирогов, А. Б. Пресс, А. Д. Ропская, И. А. Сердюк, С. И. Страхов, В. Г. Ухов, Б. А. Хохлов, Ф. И. Шаляпин. Пел п/у Н. Н. Алмазова, О. М. Брона, А. Л. Клибсона, А. А. Людмилина, А. М. Пазовского, В. И. Пирадова, В. А. Шефера.
В 1937—38 солист Свердловской филармонии.
Награжден орденом "Знак Почета" (1946).
Нек-рые архив. материалы певца — в РГАЛИ, ф. 2492; в музее Свердловского т-ра оперы и балета им. А. В. Луначарского.
Соч.: Мемуары из театральной жизни // Частный архив И. Лысенко (Киев).
Лит.: Лысенка І. Унікальны бас Аляксандра Шыдлоускага // Мастацтва Білорусі (Мінськ). 1986. № 1;
Витвицкий К. З. Артисты пермской оперы. — Пермь, 1987. С 50—51;
Лисенко Іван. Словник співаків України. — Київ, 1997. С. 332. - Яндекс.Словари › Отечественные певцы, 2008.

Шидловский - Мефистофель

5. Эзрох (2-е партии),
6. Покровский.

Продолжение следует.

March 2013

S M T W T F S
      12
3 45 6 78 9
10 11 1213 14 15 16
17 18 19 20 2122 23
24252627282930
31      

Most Popular Tags

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Jul. 21st, 2017 10:54 pm
Powered by Dreamwidth Studios