brambeus: (Default)
[personal profile] brambeus
Антреприза Альшуллера. Часть 1. Бенефис Альтшуллера и Юродивый Козловского.
Антреприза Альшуллера. Часть 2. Труппа уезжает в Пермь.
Антреприза Альтшуллера. Часть 6.
"Борис Годунов", "Пиковая дама", "Дубровский", "Севильский цирюльник", "Гугеноты"

"Борис Годунов", Мусоргский
Постановка "Бориса Годунова" на сцене Верх-Исетского театра можно только приветствовать. Пусть для этой оперы требуется несравненно более полный оркестр, пусть роль Бориса Годунова в драматическом отношении необыкновенно трудна и может быть безукоризненно  исполнена разве только таким артистом, как Шаляпин, пусть вообще во всей постановке оперы многое оставляло желать лучшего, однако как дирекция, так и все артисты отнеслись особенно серьезно к своей задаче и сделали все возможное для возможно лучшей постановки оперы. И опера слушалась поэтому с громадным интересом. Как это ни возмутительно, художественный труд, потраченный на постановку, не был оценен по достоинству: публики было очень немного, да и та публика, которая была, осталась, по-видимому, недовольна "отсутствием музыки" в опере. Такой взгляд, хотя и наивен, но понятен: трудно отвыкнуть от тех музыкальных предрассудков, которые укоренились особенно прочно. Трудно отказаться от старых, привитых итальянской школой, взглядов, что в опере главное - красивая ария, пропетая по всем правилам итальянского bel canto, что игра, постановка, содержание, а главное.ю синтез драмы и оперы являются чем-то второстепенным.
Менее всего возможно было бы поставить "Бориса Годунова", руководясь такими взглядами. В этой опере в противовес итальянской романтической фальши - здоровый реализм, здесь каждому слову соответствует музыкальный оборот; фраза музыкальная и драматическая сливаются воедино. И от артиста здесь требуется полное освобождение от обычных, рутинных приемов, чтобы не только понять музыку Мусоргского, но и уметь ее передать правильно.
В этом отношении прежде всего необходимо остановиться на г.Маратове, который очень хорошо справился с этой сложной стороной своей партии. Благодаря своей выразительной дикции, музыкальному пению, умной, интеллигентной игре, ему удавалось отмечать мельчайшие оттенки речи и душевного состояния Бориса Годунова. Однако передать душевную борьбу надломленного, но все же сильного Бориса, передать коллизию двух "страстей", - жажды власти и безумного страха за прошлое, - что составляет главный драматизм оперы, артисту удалось не вполне; несмотря на полное понимание своей задачи, в его игре несколько не доставало силы и экспрессии.
Живо, но немного карикатурно была проведена г.Шидловским сцена в корчме, очень недурно пропета была небольшая партия хозяйки корчмы г-жей Ковельковой. Игра г-жи Спешневой на этот раз нас не удовлетворила; артистка не дала образа "гордой полячки".
Стильны были декорации и во всей постановке заметно было стремление сохранить исторический колорит.
Подписи нет, но манера та же. (Ур.Край, 27 октября, № 228, 1909)

"Пиковая дама", П.И.Чайковский
Повторение на сцене Верх-Исетского театра "Пиковой дамы" привлекло много публики. Видно, что Чайковский продолжает владеть екатеринбургской публикой.
Особенно интересна и талантлива была игра г.Чернова, если Чернов в некоторых операх, как например в "Паяцах", немного переигрывает, то это можно скорее объяснить самой партией паяца, мелодраматической по содержанию и довольно слащавой в музыкальном отношении; поэтому ее очень трудно исполнить, не впадая в некоторую ходульность.
Тип Германа немного глубже и реальнее, и г.Чернов великолепно передал его со стороны драматической. Зато со стороны вокальной в этот раз можно было пожелать много большего; артист был не совсем в голосе и в речитативах часто переходил с пения на разговор.
Г-жа Веселовская очень прилично исполнила роль Лизы; артистка обладает красивыми нижними нотами, но в верхнем регистре сильно вибрирует.
Г-жа Спешнева, как всегда, доставила нам истинное драматическое наслаждение своей игрой.
Очень мила была г-жа Ковелькова в роли Миловзора.

"Дубровский", П.И.Чайковский
О "Дубровском" сказать много не приходится. Опера эта, хотя и мелодичная, но севсем не оригинальная и, кроме некоторых красивых арий и хоров, которые, кстати сказать, были очень недурно исполнены, ничем не отличается.
Из исполнителей выделялись г.Чаров и г-жа Негина; голос Чарова сначала звучал довольно глухо, но потом артист распелся и пел с обычной музыкальностью; не можем не отметить особенно удачной на этот раз игры артиста.
Симпатичное впечатление оставила на нас Негина своим чистым и красивым голосом; жаль только, что артистка не вложила больше темперамента в свою игру.
Г.К. (Ур.Край, 28 октября, № 229, 1909)

"Севильский цирюльник", Россини
Веселая полная обаятельного юмора опера прошла очень живо.
Трудно говорить об отдельных исполнителях; цельный ансамбль, живая игра, великолепные гримы, умение выдержать стиль оперы - все это еще раз показало нам, как широко смотрит вся труппа на свою художественную задачу и насколько она вся проникнута стремлением освободить нашу оперу от многих искусственных условностей.
С этой стороны нужно признать постановку "Сивильского цирюльника особенно удачной. И со стороны вокальной опера была исполнена весьма удовлетворительно. Трудные в техническом отношении партии Розины и Альмавивы были проведены г-жей Осиповой и г.Чаровым с большой легкостью и музыкальностью.
Но как сильно пострадала цельность впечатления, когда после музыки Россини пришлось услышать пошленькие звуки цыганских романсов.
Впрочем, вина в этом исключительно падает на значительную часть нашей публики, со вкусами которой волей-неволей должна считаться труппа и, скрепя сердце, удовлетворять им.
Без подписи (Ур.Край, 30 октября, № 231, 1909)

"Гугеноты", Мейербер
Своей постановкой "Гугенотов" труппа Альтшуллера показала, что она не только вполне реально и художественно умеет ставить наши русские и так называемые "легкие оперы", но что ей удается при помощи сравнительно бедных декоративных средств небольшого хора и оркестра, справиться с "grosse oper", какой являются "Гугеноты".
Оперы Мейербера, царившие еще так недавно почти исключительно в репертуарах всех больших опер Европы и поныне почитаемые многими за идеал драматической оперы, во многих отношениях не отвечают современным музыкально-драматическим воззрениям. Отсутствие художественной цельности и правдивости, тривиальная подчас quasi - итальянские мелодии и бессодержательные колоратурные арии - вот отличительная сторона мейерберовских опер. Но великолепная оркестровка, сила и широкий размах, а местами величайший драматизм сохраняют их неувядаемую ценность.
Глубоких драматических мест в "Гугенотах" особенно много и они, благодаря стройному хору и оркестру и талантливой игре г.Чернова были очень хорошо переданы, стоит указать, например, на сцену прощания Рауля с Валентиной и сцену клятвы католиков.
Заметно, что г.Палиев проявил больше тщательности и внимания, чем обычно. Очень тонко и музыкально была проведена им увертюра.
Ансамбль в "Гугенотах" был полный. Сильное впечатление произвела игра г-жи Веселовской и г.Чернова в четвертом акте. Г-жа Осипова, обладающая прекрасным лирическим голосом, но еще не вполне выработанной колоратурой, даже с чисто колоратурной стороны на этот раз прекрасно справилась с партией Королевы. Вообще в постановке "Гугеноты" нужно отметить ее законченность, что нельзя сказать о многих других операх.
Впрочем, такое требование вряд ли и можно предъявлять к труппе, которая обязана ставить чуть ли не ежедневно все новые и новые оперы.
Г.К. (Ур.Край, 31 октября, № 232, 1909)
...

March 2013

S M T W T F S
      12
3 45 6 78 9
10 11 1213 14 15 16
17 18 19 20 2122 23
24252627282930
31      

Most Popular Tags

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Jul. 23rd, 2017 02:50 am
Powered by Dreamwidth Studios