Репрессии 09. "Репетиции".
May. 19th, 2012 01:32 pm![[personal profile]](https://www.dreamwidth.org/img/silk/identity/user.png)
Репетиция №1. Первоуральск.
Постановления на аресты Шарипова Салиха, Шарипова Габдуллы, Гильмиярова Шарипа, Рангулова Габдрахмана, Хайбуллина Рахимзяна будут выписаны 5 августа 1937 года. Все они чернорабочие на Динасовом заводе, все, кроме Хайбуллина и Гильмиярова (они из Куединского района), из Бардымского района. Все раскулачены и высланы в 1931 году. С ними не будут возиться. Их расстреляют и без их признания в участие в контрреволюционной деятельности. Произойдет это 27 августа 1937 года. Обвинение будет простым: «контрреволюционная кулацкая националистическая организация, оформленная в 1934 году, цель – насильственное свержение Советской власти путем организации вооруженного восстания в момент возникновения войны». 30 августа 1958 года Постановлением Президиума Свердловского Областного Суда они будут полностью реабилитированы.Интересно, что первая партия в 12 человек, тоже нацмен спецпоселенцев- чернорабочих Динасового завода, будет расстреляна еще 19 марта 1937 года за участие в «контрреволюционной националистической террористической организации. В основном это удмурты и татары.
Репетиция №2. Д.Шокурово.
Деревня Шокурово, Нижне-Сергинский район Свердловской области.
Равилю Шайхутдинову в 1937 году 57 лет, малограмотный, шестеро детей, работает сторожем в колхозе им.Сталина, крестьянин-бедняк. А история проста. Жил себе до 1919 в своей деревне. А 1919 году с колчаковской армией покидает Россию и оказывается в Китае г.Манчжурия, откуда отправлен в Приморье в г.Никольск-Уссарийск, где и демобилизовался по возрасту. После демобилизации работал на железнодорожном разъезде Чадор Читинской железной дороги. В 1925 году вернулся домой.
А 22 октября 1937 года его арестовывают. До первого декабря он ничего не знает о контрреволюционной деятельности односельчан, служивших в колчаковской армии. На допросе 1 декабря он вдруг признает свое участие в татаро-башкирской повстанческой организации, куда был завербован своим земляком, тоже реэмигрантом, Байрамовым Абдрахманом еще в 1932 году. 25 декабря за подписями помощника оперуполномоченного сержанта ГБ Степанова и начальника Тагильского ГО НКВД старшего лейтенатна ГБ Коткова будет составлено обвинительное заключение и 26 января 1938 года в г.Свердловске Шайхитдинов Равиль будет расстрелян. (Котков в свою очередь будет расстрелян чуть позже, о судьбе Степанова я не знаю.)[1]
По Шокуровскому делу проходит еще семь человек.
Из допроса Абдрахмана Байрамова от 19 октября 1937 года. Ведет допрос Бекарев. Как и остальные Байрамов с колчаковской армией покидает пределы России, а дальше:
«В Китайской республике в 1920 г. я находился около 3-х недель (…)
Нижний Тагил.
«Основные задачи контрреволюционной тюркско-татарской националистической организации являлись:
А. Усиленная контрреволюционная националистическая пропаганда среди татар и башкир под лозунгом на права татар на создание своего самостоятельного татарского государства Идель-Урала, родиной которого является Поволжье и весь Урал, включая сюда Оренбургские степи.
Б. Агитация среди татар, направленная на создание антогонизма между русскими и татарами.
В. Широкая японофильская пропаганда под лозунгом того, что японцы являются нашими доброжелателями, только они помогут нам осуществить наши планы и за активную шпионскую деятельность в пользу Японии.
Г. Особо активная агитационная работа среди тюрко-татарских национальностей, находящихся в рядах Красной Армии, которыя должна быть направлена по распоряжению… и во время войны – массовая сдача в плен японцам, что может сказать решающее значение в поражении советской власти в войне и освобождения Идель-Урала от русского большевистского ига».
(...)
Из протокола допроса Юнусова Абдулхана Абдулловича, Государственный архив административных органов Свердловской области.
Список жителей Нижнего Тагила татарской национальности, совершенно не подозревавших о своей исключительной роли в национально-освободительном движении. Все оправданы и реабилитированы. Когда знакомишься с материалами, не оставляет недоумение: реабилитация половинчата, виновные не наказаны. Речь идет не просто о фальсификации документов, ведение следствия незаконными методами, ведь эти люди по сути пострадали только за то, что они оказались татарами…
Организация насчитывала около 200 человек:
- Уралвагонзавод – 50,
- Тагилстрой – 45
- ВЖР – 15
- Завод №63 - 18
- Шамотный завод - 15
- Рудник им. 3 Интернационала – 10
- Завод им.Куйбышева – 9,
- Группа молодежи в городе – 22 человека.
- Абдрихманов Фазул
- Абдуллин Салих
- Абдуллин Хасан
- Аблякимов Мурат
- Абрахманов Хабибулла
- Аджиосман Абдурахлан
- Аскаров Абдулхаким
- Ахметханов Ахмет
- Ваапов Халим
- Валеев Гарий
- Валеев Зенат
- Витинин Самигул
- Галимов Гайса
- Гарипов Гапрахман
- Загидуллин Абдулла
- Загидуллин Нурулла
- Загидуллин Сайфулла
- Закиров Фатых
- Кураев Гадей
- Кураев Тазей
- Мамлеев Амир
- Могжанов Малик
- Морданов Шакинур
- Музафаров
- Муслимов Хабибль-хан
- Мустафин Бадугдин – д.7049, оправдан
- Мухтаяров Кадыр
- Рахматуллин Касым Кадырович
- Тубакаев Мирьякуб
- Фатыков Габдрахман
- Хазбулатов Иван Иванович
- Хуснутдинов Кадыр (Хисматуллин)
- Читак Казым
- Чишев (Чижев) Осман
- Шакиров Садердин
- Юнусов Абдулхан Абдуллович – арест 27.12.37 – освобожен 16.03.39
Вели следствия:
1. Глинкин – сержант ГБ, ВРИД на. 3 отд. ГО НКВД (35)[2]
[1] ГААОСО, ф.1, оп.2, д.39730.
[2] Под номером смотри в списки репрессированных.